Кто первым изобрёл телескоп? В каком году это произошло?

Астрономия – наука, изучающая звезды, планеты и другие небесные тела – получила огромный толчок к развитию благодаря изобретению телескопа.
Кто первым изобрёл телескоп? В каком году это произошло?

Пользуясь этим прибором, ученые смогли рассмотреть множество интереснейших подробностей звездного неба – например, увидеть спутники Марса и Юпитера, открыть отдаленные от Солнца планеты, изучить закономерности движения комет и метеоритных потоков.

Люди пользуются телескопами и другими оптическими приборами более четырехсот лет и уже не представляют без них своей жизни. Но кто был изобретателем телескопа, и когда было сделано это изобретение?

Оптические линзы и увеличительная труба

Сегодня нам хорошо известно, что в основе конструкции телескопа лежит система оптических линз, собирающих и преобразующих пучки световых лучей. Задолго до того, как люди научились варить качественное стекло и шлифовать оптику, для создания линз использовались природные кристаллы.
Кто первым изобрёл телескоп? В каком году это произошло?
Так, известно, что у древнеримского императора Нерона была увеличительная линза, сделанная из крупного кристалла изумруда. Нерон часто забавлялся разглядыванием через нее собеседников во время пиров или колесниц на бегах. Разумеется, такие оптические приспособления были баснословно дороги и доступны только высшей знати.

Совершенствование стекловарения дало возможность более плотно заняться изучением оптических законов. Идеи насчет использования оптических линз для наблюдения за небесными телами посещали еще Леонардо да Винчи, о чем свидетельствуют записи в его дневнике. Но только сто лет спустя они смогли воплотиться в реальность.

Наибольших успехов здесь удалось добиться голландским мастерам, изготовлявшим линзы для очков: достаточно вспомнить, что изобретателем микроскопа является голландец Левенгук. В начале XVII века была изобретена подзорная труба для рассматривания отдаленных предметов. Создателями этого важного инструмента являются сразу несколько мастеров – З.Янсен, Я.Метиус и И.Липперсгей.

Многие исследователи приписывают лавры изобретателя телескопа именно Липперсгею, который представил в 1608 году на суд Гаагского патентного учреждения свое изобретение, состоящее из трубки и вставленных внутрь нее двух линз.
Кто первым изобрёл телескоп? В каком году это произошло?
Однако изобретение не было зарегистрировано, так как судьи решили, что его конструкция чересчур проста и не несет ничего нового.

Впрочем, прообраз рефлекторного телескопа, состоящего из вогнутой зеркальной поверхности и выпуклой линзы, был придуман за полтораста лет до него астрономом Томасом Диггесом. Это изобретение не было доработано до конца и поэтому надолго осталось забытым.

Телескоп Галилео Галилея

Первый настоящий телескоп был изготовлен в 1609 году итальянским математиком и астрономом Галилео Галилеем. Это была труба со вставленными внутрь оптическими очковыми линзами, комбинация которых давала увеличение до 30 раз.

Телескоп Галилея дал возможность совершенно нового подхода к изучению астрономических объектов. С его помощью гениальный итальянец открыл кратеры и горы Луны, кольцо Сатурна, а также открыл и описал четыре самых крупных спутника Юпитера и многие другие астрономические объекты.

С точки зрения современной науки телескоп Галилея – это простейший оптический прибор, какими в наше время пользуются только начинающие астрономы-любители. Однако на то время это был единственный действительно работоспособный телескоп, который позволял изучать небесные тела в недоступных человеческому глазу подробностях.
Кто первым изобрёл телескоп? В каком году это произошло?
Неудивительно, что XVII столетие стало веком великих астрономических открытий, задавших науке о звездах то направление, по которому она движется вплоть до сегодняшнего дня.