Чем живая природа отличается от неживой?

Природа включает недра, почву, подземные и поверхностные воды, атмосферу вплоть до озонового слоя и околоземного космического пространства, растения, животных и прочие организмы. Созданное руками человека к природе не относится.
Чем живая природа отличается от неживой?

Объекты природы делятся на живые (организмы) и неживые. Чтобы их различить, существуют несколько признаков.

Признаки живой природы — организмов:

– растут, в своём развитии — онтогенезе — проходят определённые этапы, в результате меняют форму, увеличиваются;

– нуждаются в питании и энергии, которая поддерживает жизненные процессы;

– внутри организмов непрерывно идут процессы превращения одних веществ в другие;

– размножаются разными способами, то есть воспроизводят подобные себе организмы;

– умирают.

Согласно этим признакам к живой природе относят человека, животных, растения, грибы, бактерий и вирусы.

Главным признаком всей живой природы современные учёные считают способность передавать генетическую информацию потомству, сохраняя и преображая генотип.

Разнообразие живой природы. Рекорды больших и маленьких

Живая природа удивительно разнообразна — по формам, размерам, образу жизни. Одни организмы можно рассмотреть только в микроскоп. Так, в 2013 году японские учёные обнаружили самый маленький на сегодняшний день многоклеточный организм — водоросль из 4 клеток. Диаметр водоросли — 0,01 мм. Внешне она похожа на четырёхлистный клевер, потому в Японии её назвали «водоросль счастья».

Но существуют и организмы из 1 клетки. До недавнего времени самым маленьким из них считалась одноклеточная амёба. Но и её рекорд побит: у берегов Исландии был обнаружен одноклеточный организм не только самый маленький по размеру, но и простейший по генотипу — всего 500 килобаз (для сравнения: у человека — более 600 000 000 килобаз).
Чем живая природа отличается от неживой?
Рекордсмен по размерам — синий кит — тоже потерял своё лидерство. Самым большим живым организмом сегодня считают грибницу опёнка тёмного из заповедника Малур (США, штат Орегон). Она за 2,4 тысячи лет жизни разрослась на 880 гектаров!

Грибницу назвали орегонским монстром: опутывая корни деревьев, она приводит их к гибели. Её и обнаружили в 1998 году только потому, что учёные исследовали массовую гибель взрослых деревьев в заповеднике. Ещё один подобный монстр — также грибница опёнка тёмного — выросла в штате Вашингтон: её размер — около 600 гектаров.

Неживая природа

Неживую природу составляют энергетические поля и вещества. Они представляют собой многоуровневую систему — от элементарных частиц к атомам, химическим элементам, небесным телам, звёздам, галактикам и Вселенной.

Более близкое и понятное нам вещество также не единообразно. Оно может изменять своё агрегатное состояние, будучи твёрдым телом, жидкостью, газом, плазмой. Есть среди веществ уникальные, которые поражают воображение своими свойствами.

Например, мы привыкли, что для плавления металла необходима высокая температура. А металл галлий переходит в жидкое состояние (плавится) при комнатной температуре. Если капнуть галлием на алюминий, последний тотчас станет очень хрупким. Другое вещество — ацетат натрия — жидкость, но стоит только её коснуться, как она мгновенно превращается в «лёд».

С газами связан другой стереотип — лёгкость. Однако есть газ, который чрезвычайно тяжёл, — гексафторид серы. Если им заполнить контейнер и плотно закрыть, то ёмкость осядет на дно в виде водного объекта. Этот газ можно буквально вычерпывать, хотя он остаётся газом. Если на его поверхность поместить игрушечный кораблик, то будет казаться, что кораблик парит в воздухе. А если вдохнуть, то голос станет низким и страшным.

Все названные выше уникальные свойства пока не нашли практического применения, как и металл нитинол. Но нитинол обладает большим практическим потенциалом. Дело в том, что это удивительное вещество… имеет память. Если на него воздействовать теплом, то он принимает первоначальную форму при самых сильных искажениях. Представьте, что из такого металла сделаны очки. Если их случайно погнули, можно просто подставить очки под струю тёплой воды и — они примут свой нормальный вид.
Чем живая природа отличается от неживой?
Тайны живой и неживой природы открывают едва ли не ежедневно. Всю сложность мира и мироустройства, связей живых и неживых элементов природы человеку пока не объяснить. Возможно, при дальнейшем изучении это деление будет упразднено или усложнено.